Самолет оборудован системой электроснабжения постоянного тока напряжением 28в. Источниками системы являются генератор постоянного тока ГСР-3000м и аккумуляторная батарея 12САМ-28. Сеть постоянного тока выполнена по однопроводной схеме с подсоединением на корпус самолета минусовых проводов от источников и потребителей э/энергии через шину электрощитка питания. Все потребители подключены через автоматы защиты цепи ( АЗС), которые одновременно являются и выключателями. Во время запуска, проверки и отладки оборудования на земле, установлен разъем аэродромного питания ШРАП-500к. Контроль работы системы контролируется по вольтамперметру ВА-3, установленного на приборной доске.
Основные агрегаты системы:
- Генератор установлен на двигателе
- Регулятор напряжения — Р-27
- Дифференциально минимальное реле — ДМР-2000д
- Стабилизирующий трансформатор — ТС-9м-2
- Автомат защиты цепи — АЗП-А2
Генератор
Генератор представляет собой одноякорную электрическую машину постоянного тока с четырьмя дополнительными полюсами. Состоит:
- Корпуса с полюсами и обмотками
- Якоря с коллектором
- Коллекторного щита
- Вентиляционный патрубок
Регулирующие устройства.
Источниками электропитания являются: генератор и аккумулятор, соединенные между собой параллельно. При таком подключении напряжение генератора во время полета должно поддерживаться постоянным и быть несколько выше напряжения аккумулятора для питания всех потребителей и подзарядки аккумулятора. При уменьшении оборотов двигателя.( планирование ,руление и тд ) уменьшается напряжение генератора и он должен быть отключен, т.к. пойдет обратный ток от аккумулятора к генератору. Для этого и применяются ( авт подключение и отключение) регулирующие устройства.
УГОЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ Р-27 — поддерживает стабильное напряжение генератора при изменении частоты вращения и нагрузки.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-МИНИМАЛЬНОЕ РЕЛЕ ДМР-200д — подключает генератор когда его напряжение превышает напряжение аккумулятора на 0,3-0,7в и отключает его при обратном токе 15-25 ампер, а так же при обрыве провода в генераторной линии и его поломке.
АВТОМАТ ЗАЩИТЫ АЗП-А2 -для защиты бортовой сети от перенапряжения в связи с отказом регулятора Р-27. Работает совместно с регулятором и ДМР-200д.
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ 12 САМ-28 -( 12 — число элементов, 28- емкость в ампер-часах) дополнительный источник энергии. Служит для запуска двигателя и питания сети в случае отказа генератора.
Состоит из 12 последовательно соединенных между собой аккумуляторов, собранных в эбонитовом двенадцати камерном моноблоке.Каждый аккумулятор батареи состоит из 8 положительных и 7 отрицательных пластин одинакового размера.
Пластины одной полярности спаяны между собой паралельно и образуют полублок аккумулятора. Два полублока разной полярности вставлены один в другой. так что бы полярность чередовалась образуют блок.
Крайними пластинами являются положительные, поэтому в блоке положительных пластин на одну больше. Пластины представляют собой тонкие решетки, отлитые из сплава свинца и сурьмы, заполненные активной массой. Толщина 1 мм.Каждый аккумулятор закрыт специальной крышкой с клапаном в виде резинового кольца, что предохраняет от значительного испарения и попадания воздуха.
ШТЕПСЕЛЬНЫЙ РАЗЪЕМ ШРАП-500к- расположен на левом борту шп 12-13 и служит для запуска и обслуживания самолета от аэродромного источника питания. При вкл загорается сигнальная лампа возле разъема «аэродромное питание»
ВОЛЬТАМПЕРМЕТР ВА-3 -служит для измерения напряжения бортовой сети, и зарядного и разрядного тока. На лицевой стороне расположена кнопка, при ее нажатии прибор параллельно подключается к сети и измеряет напряжение, при ее опускании измеряется ток. Напряжение измеряется по внутренней шкале от 0 до 30 В, цена деления 2,5В. По внешней шкале измеряется зарядный ток вправо от 0 до 120А