Система кондиционирования воздуха и автоматического регулирования давления.
Назначение гермокабины самолета.
Современные самолеты, летают на больших высотах, поэтому нужны специальные средства для обеспечения нормальных условий для экипажа и удобства пассажиров. На больших высотах у человека появляется » высотная болезнь», возникающая из-за кислородного голодания, обусловленная падением парциального давления кислорода. Работоспособность у тренированного человека заметно ухудшается с высоты 5000 м. Нетренированный человек на высоте 7000 м может провести только несколько минут. С увеличением высоты падает и давление воздуха, ухудшается нормальная жизнедеятельность человека, особенно, когда происходит достаточно быстро, перепад давления. К тому же температура воздуха, за бортом самолета, достигает -50*, по этому необходим нормальный температурный режим на борту самолета, а он достигается путем герметизации кабины. На пассажирских самолетах используются кабины вентиляционного типа. В таких кабинах создается непрерывный приток воздуха,поступающего от компрессора двигателя, по пути, он охлаждается и через регулятор поступает в кабину, который и поддерживает определенный перепад давления в кабине и окружающей атмосферой. Вытекающий воздух уносит углекислоту, выделяемую человеком. «Высота в кабине» т.е давление поддерживается на уровне высоты равной 2400-2700 м. Скорость изменения должна быть не более 0,18 мм рт ст/сек. Более быстрое изменение давления подвергает экипаж и пассажиров большой физиологической опасности. Система кондиционирования воздуха предназначена для обогрева ( охлаждения) и вентиляции кабины. Воздух может поступать и от двигателей самолета, и от вспомогательного двигателя. Находясь на земле — от наземного кондиционера.
САРД ( система автоматического регулятора давления ) предназначена для:
- автоматического регулирования давления, как в автоматическом так и в ручном режимах
- автоматическом ограничения скорости изменения давления
- автоматическом ограничения скорости изменения избыточного давления
В случае отказа основной подсистемы, включается автоматически или вручную резервная подсистема.
Особенности эксплуатации САРД.
Перед полетом на командном приборе устанавливается давление начала герметизации ( обычно на 10-30 мм рт ст меньше давления аэродрома.)
Для сигнализации перенаддува или разгерметизации предусмотрены светосигнальные табло » ПЕРЕНАДДУВ КАБ» , «РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ КАБ.»
При разгерметизации кабины загорается красное светосигнальное табло. В наушниках звучит звуковой сигнал. Появляется неприятное ощущение в ушах. Загорается табло» ВЫСОТА в каб более 4 км»
Действия экипажа:
- Экипаж и пассажиры надевают кислородные маски
- Включить дублирующую систему ( если после вкл дублирующей системы, давление продолжает расти, с докладом органу УВД, командир производит экстренное снижение до высоты 4000 м и следует до ближайшего аэродрома.
- Если после вкл дублирующей, высота в кабине начнет уменьшатся или стабилизируется на уровне 3-4 км, то продолжить задание на заданном эшелоне.
- При загорании табло «ПЕРЕНАДДУВ» перейти на ручное управление,произвести снижение до безопасной высоты и разгерметизировать кабину.
- при загорании табло » ОТРИЦ ПЕРЕПАД В КАБ»,необходимо уменьшить скорость снижения ( т.к. гермокабина не рассчитана на большое давление снаружи фюзеляжа.)
Перед посадкой на воду:
- включается аварийная герметизация, при этом сначала самолет разгерметизируется, а затем принудительно закрываются выпускные клапаны, расположенные ниже ватерлинии самолета